«Вводим в строй»

1 августа 2014, 12:30

Текст: Михаил Мошкин

Версия для печати

Ростовская область может возглавить список регионов с наилучшим опытом внедрения бизнес-практик. На днях здесь завершился пилотный проект, целью которого было упрощение «работы с документами» в сферах строительства и земельных отношений. О результате эксперимента сообщат напрямую в администрацию президента. Удачный опыт взаимодействия бизнеса и власти планируют тиражировать по всей России.

Главным результатом, которого удалось добиться пилотному региону, стало сокращение сроков разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, констатировал губернатор Ростовской области Василий Голубев, подводя итоги проекта. По его результатам количество вышеупомянутых процедур сократилось в четыре раза – с 15 до четырех. «Больше сократить их нельзя, – пояснил губернатор. – Федеральное законодательство не позволяет этого сделать». Кроме того, отметил Голубев, сроки прохождения процедур сократились более чем в три раза: «Раньше инвестору приходилось ждать 340 дней, а сегодня – 90 дней».

Пилотный проект в Ростовской области стартовал в 2012 году, когда регион начал взаимодействие с Агентством стратегических инициатив (АСИ) – автономной некоммерческой организацией, которая была создана правительством России в 2011 году, в том числе для продвижения приоритетных проектов, призванных улучшить бизнес-климат в России. Председатель наблюдательного совета АСИ – президент России Владимир Путин.

Как подчеркнули в агентстве, у Ростовской области в нынешнем пилотном проекте был особый статус: АСИ разработала план совместно с региональным правительством по поручению президента Путина. Подготовленный АСИ инвестиционный стандарт содержит 15 универсальных требований, которые условно можно разделить на три группы: гарантии инвесторам, обеспечение необходимых условий для реализации инвестиционных проектов и стратегия инвестиционного развития регионов.

Впоследствии практика, зарекомендовавшая себя в Ростовской области, должна быть внедрена по всей России.

В АСИ обещают выявить наиболее успешный опыт регионов и сформировать единый всероссийский сборник лучших практик развития бизнес-среды. В сборнике планируется обобщить накопленный опыт и дать простые, понятные рекомендации для властей городского и районного уровней. Познакомиться с материалами сборника можно будет уже в августе. Власти пилотного региона – Ростовской области – создадут региональную систему обмена опытом по развитию предпринимательства, обещает губернатор Голубев.

Сэкономили время и деньги

«Весь прошлый год прошел под знаком внедрения единого инвестиционного стандарта», – рассказал глава Ростовской области. По словам Голубева, «в качестве нашего ключевого приоритета правительством было обозначено развитие инвестпривлекательности региона». Как, в свою очередь, подчеркивают представители АСИ, теперь, когда проект принес свои плоды, о результате сообщат в администрацию президента.

Как отметил губернатор, на сегодняшний день из всех регионов, принимающих участие в проекте, Ростовская область была признана территорией, полностью внедрившей инвестиционные стандарты для развития бизнеса. К такому заключению пришли и специалисты АСИ, и представители Минэкономразвития.

Руководитель представительства АСИ в Южном федеральном округе Александр Хуруджи отмечает: региональный бизнес первоначально даже не ожидал столь скорых и ощутимых перемен к лучшему. «Когда мы начали встречаться с предпринимателями на местах, то многие из них нас уверяли, что срок в 340 дней (для прохождения многочисленных разрешительных процедур – прим. ВЗГЛЯД) – это самый оптимистический сценарий. Зачастую им приходилось ждать более 700 дней», – рассказывает Хуруджи. Как уже было сказано выше, теперь инвестору придется ждать не больше 90 дней. Для бизнеса время – деньги в самом прямом смысле. Как напоминает Хуруджи, деньги, которые инвестор готов вложить в проект, как правило, взяты взаймы, и «каждая минута дорога, когда начинают капать проценты по взятому в банке кредиту». Теперь же и инвестор может сэкономить, и регион может рассчитывать на получение в свое распоряжение нужного ему объекта.

«Инвесторов сопровождаем в индивидуальном порядке»

В правительстве Ростовской области констатируют: опыт сотрудничества с крупными инвесторами оказался удачным. «Таких инвесторов мы сопровождаем в индивидуальном порядке и доводим любой проект до ленточки, – подчеркивает губернатор Голубев. – Как только ленточка перерезается, а производство запущено, проект выходит из нашего внимания. Дальше бизнес движется самостоятельно».
Из тех инвестиционных начинаний, что были «доведены до ленточки», самыми приоритетными были проекты, связанные со строительством, перерабатывающими отраслями и развитием инновационных технологий, но, заметил губернатор, в этот перечень не входит автопром.

По словам Голубева, этот бизнес слишком «завязан» на общее состояние экономики. «Как известно, работа недавно успешно развивавшегося автосборочного завода в Калуге сегодня приостановлена», – отметил губернатор. Говоря об опыте Ростовской области, он привел в пример историю Таганрогского автозавода (ТагАЗ), на которой область «обожглась». Напомним, в январе этого года автосборочный ТагАЗ был признан банкротом. Ранее, из-за последствий мирового финансового кризиса 2009 года объем производства завода упал в три раза, а непогашенная задолженность перед банками вынудила самих владельцев предприятия заявить о банкротстве.

Регион делает ставку на надежные и эффективные проекты. «В сотрудничестве с АСИ выявляются лучшие практики предпринимательской среды для развития бизнеса, которые и будут плодотворной площадкой для предпринимателей. Мы хотим исключить какие-то негативные отклики», – подчеркнул Голубев.

«Агентство заинтересовано в том, чтобы институционально менялась среда для прихода инвесторов, но необходимо сохранить и тех, которые уже есть, – отметил глава представительства АСИ в ЮФО Александр Хуруджи. – Для более эффективного результата мы организуем форму «обратной связи» от предпринимателей, чтобы проводить разъяснительные работы при встречах с представителями бизнеса. Если предприниматель видит реальные изменения, он начнет инвестировать в среду».

Следует также заметить, что ростовский пилотный проект уже сейчас оказывает влияние на общероссийском уровне. «Есть случаи, когда реализовать инвестпроект невозможно из-за каких-то ограничений в федеральном законодательстве. И пилотный проект действительно позволял, в том числе, менять и федеральное законодательство», – пояснил Хуруджи. Но пока имеют место и некоторые шероховатости. Как отметили эксперты АСИ, почти все ресурсоснабжающие организации региона (кроме энергетиков) не могут предоставить инвестору тарифные планы, утвержденные на федеральном уровне, что в значительной степени тормозит процесс заключения договоров подключения.

«Администрация более-менее живая»

В рамках пилотного проекта большое внимание уделялось развитию не только крупного, но и малого и среднего бизнеса. Ростовская область сейчас занимает 5-е место в России по числу малых предприятий. И, как отмечают представители региональных властей, если механизмы сопровождения крупного бизнеса работают уже в течение нескольких лет, то опыт привлечения инвесторов в малый и средний бизнес «пока требует детального изучения и тиражирования».

«Сегодня мы знаем, что есть общая проблема с небольшими компаниями, которые приходят на уровень муниципалитетов. В этом году мы хотим создать региональную систему, позволяющую муниципальным образованиям перенимать друг у друга лучший опыт развития предпринимательства», – отметил Василий Голубев.

В правительстве региона напоминают, что в пилотном проекте принимали участие шесть муниципальных образований Ростовской области: города Шахты, Азов, Волгодонск, Октябрьский, Сальский и Аксайский районы.

Город Шахты (чей опыт попал в число лучших бизнес-практик) стал примером заинтересованности местных властей в привлечении бизнеса. Как рассказала вице-мэр города Елена Шарварко, «включить инициативу» заставили неблагоприятные внешние обстоятельства: сейчас в бывшем шахтерском центре фактически не работает ни один рудник, поэтому городским властям пришлось спешно искать выход – привлекать бизнес льготными условиями. По словам Шарварко, задолго до начала проекта АСИ, в 2007 году, в Шахтах начали тестировать стандарт ускоренной процедуры согласования разрешительных документов – срок удалось сократить с 325 дней до 99.

Причина того, что Шахты стали одним из лучших городов с точки зрения внедрения новых бизнес-практик, «более чем объективная – там лично заинтересованы в этом и администрация более-менее живая», пояснил Александр Хуруджи. Местные власти понимают, что единственный вариант развивать бывшие шахтерские территории – лично сопровождать инвестора (и не в последнюю очередь тех, кто намерен работать в сфере малого и среднего бизнеса), добавил руководитель АСИ по Южному федеральному округу.