Школьные правила заставляют учителей игнорировать здоровье ребенка

«Учитель физкультуры сказал, что либо я двойку получаю, либо делаю кувырок», – рассказала пострадавшая третьеклассница   3 ноября 2017, 16:45
Фото: кадр из видео
Текст: Никита Коваленко,
Алексей Нечаев

Новый громкий инцидент на уроке физкультуры произошел в одной из российских школ. И хотя девочка серьезно пострадала (у нее перелом позвоночника), к счастью, она осталась жива. Насколько виноват в этом учитель, по чьей команде и под чьим присмотром школьница делала свои упражнения?

В читинской школе № 42 произошел несчастный случай. Ученица третьего класса Адиля Салахова была доставлена в больницу с переломом позвоночника, который, по словам девочки, она получила на уроке физкультуры.

«Учитель физкультуры заставил делать кувырок. Я ему сразу сказала, что не умею делать. Он сказал, что либо я двойку получаю, либо делаю, – рассказала девочка. – Я пошла делать. Скрутилась, потом он меня взял за ноги и толкнул. Я почувствовала хруст, мне стало трудно двигаться и дышать».

После уроков школьница пришла домой и пожаловалась родителям на затрудненное дыхание. В больнице ей диагностировали компрессионный перелом позвоночника.

«Течение относительно благоприятное, перелом не осложнен, поэтому чаще всего заканчивается полным выздоровлением. Ограничения по режиму физической активности у нее будут какое-то время, но, как правило, восстанавливается все полностью», – приводит ZAB.RU слова врачей. Прогнозируется, что встать на ноги Адиля сможет только через месяц, сидеть – через полгода.

«Я все делаю по плану, пусть и дети делают!»

Мама девочки Лейсан Салахова рассказала:

«Я пошла на следующий день в школу, хотела встретиться с учителем физкультуры, врачом, как раз пришла директриса из отпуска. Мы зашли к ней, и врач мне говорит: «Может, это у вас врожденное?»

А учитель физкультуры взял книгу и передо мной ею трясет, мол, это мой план, я все делаю по плану, пусть и дети делают».

Администрация школы отрицает причастность педагога к травме ребенка. Журналистам заявили то же, что и матери девочки: перелом у ученицы – врожденный. Как в образовательном учреждении это определили, остается неясным. Еще один очевидный вопрос: почему, зная о врожденном переломе, девочку не только допустили к выполнению сложных упражнений, но и принудили ее сдать этот норматив.

Как соотносится выполнение учебного плана и получение травм на уроке, при этом не поясняется. Даже если в плане у учителя были кувырки, то прежде, чем заставить детей их делать, он должен был объяснить им, как выполняется данное упражнение, а также технику безопасности. Школьница же жаловалась именно на то, что не знала, как их делать.

Комитет образования Читы начал проверку. Родители одноклассников девочки написали коллективное заявление в прокуратуру.

«Печальная и грустная» тенденция не прерывается

Инцидент в читинской школе – далеко не первый в череде несчастных случаев на уроках физкультуры. Министр образования и науки Ольга Васильева ранее заявляла, что на уроках физкультуры в 2016/2017 учебном году в России погибло 211 школьников.

Некоторые случаи приобретали широкий резонанс. Так, 5 декабря прошлого года школьник, находясь на уроке физкультуры в спортзале одной из школ, расположенной в Невском районе Санкт-Петербурга, почувствовал себя плохо и был госпитализирован. Утром 6 декабря наступила смерть мальчика. 7 декабря 13-летний школьник умер во время урока физкультуры в Тюменской области.

В середине октября вице-премьер Виталий Мутко пообещал изучить проблему. «Это, конечно, печально и грустно, – подчеркнул он, добавив: – Мы эту тему обдумаем, потому что здесь нужно анализировать, что это за случаи – есть несчастные случаи, есть здоровье, травмы. Когда люди приходят заниматься укреплением своего здоровья, а они его теряют – это очень плохо».

Однако уже через пять дней после его заявления произошел еще один несчастный случай. Во время бега на уроке физкультуры в одной из школ Красноярска 10-летнему ребенку стало плохо, он упал и потерял сознание. Ему оказал помощь школьный медработник, была вызвана скорая помощь, однако ученик скончался, предположительно, из-за проблем со стороны сердечно-сосудистой системы.

Проблема с персональной защитой данных

В качестве одной из причин такой печальной тенденции сама министр Васильева назвала то, что школы не имеют информации о состоянии здоровья учеников. Она констатировала:

«У нас нет информации о здоровье детей, которые приходят в школу».

Раньше в школах были «группы здоровья», в которых нагрузка не могла быть больше положенной. «Персональная защита данных к чему привела – у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок», – подчеркнула она.

Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, сами педагоги считают, что проблема состоит еще и в том, что полученную из районных поликлиник и больниц информацию в школах просто некому передавать. В отличие от советского времени, медсестер в школах теперь практически нигде нет.

Даже в интернатах нет круглосуточных медицинских постов, предполагается, что можно вызвать скорую. И дело не только в низких окладах медсестер. По нынешним правилам, при переходе в школу медсестра теряет статус медика, теряет и свой статус, и стаж. Кстати, статус педагога она тоже не приобретает, медсестры превращаются в рядовых сотрудников школы, наряду с поварами или уборщицами.

Нужны ли отметки по физкультуре

«Первой эту проблему, между прочим, заметила министр Васильева, потому нельзя сказать, что министерство не занимается этим вопросом. Правда, я не совсем согласен с озвученными выводами», – заявил газете ВЗГЛЯД заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург.

«Отменять уроки физкультуры – это глупость, дети и так не совсем здоровы. Но вот чего не должно быть – это отметок по физкультуре. Дети рождаются разными, и всех гнать под нормативы нельзя. У нас, например, в начальной школе с первого по пятый класс не ставятся отметки по физкультуре, и школа имеет на это полное право», – продолжил Ямбург.

Собеседник также указал на тот факт, что у сотрудников школ, в том числе учителей физкультуры, нет никакой информации о состоянии здоровья школьников.

Педагог подчеркнул: «Если раньше медицина и образование работали вместе и сообща, то сегодня, по всем законодательным нормам, школа не имеет права требовать медицинскую карту учащегося. Это персональные данные и личная информация, которую родители зачастую скрывают, тем самым подставляя детей и учителей».

Также эксперт призвал быть осторожным в определении вины учителя физкультуры, который требовал от читинской школьницы выполнить кувырок.

«Что касается вины учителя – здесь все неоднозначно, и его также можно счесть пострадавшей стороной. У него есть программа, есть нормы, которые он должен выполнить любой ценой, и учитель в данном случае является заложником того комплекса глупостей, которые мы натворили за последние 25 лет», – подытожил Ямбург.